«Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали»
Марк Твен

История 15 - Как мы ездили в Ранонг и Бирму

История о нашей поездке в республику Мьянма (она же Бирма) с целью продления законного пребывания в Таиланде. О том как добрый бирманец угостил меня бетелем. И наши впечатления о тайском пограничном городе Ранонге и его удивительных горячих источниках.

Расскажу о практике нашего первого бордер-рана. Под этим термином я подразумеваю кратковременный выезд из страны проживания (в нашем случае Таиланда). Хоть до этого мы и ездили в Лаос, но то все-таки был виза-ран. То есть мы подавали документы в посольство, оформляли визу и т.д. В этом же случае у нас была цель покинуть Таиланд на несколько минут и тут же вернуться. Бюрократическая формальность.

Поскольку мы живем в Хуа Хине, то ближайшая к нам соседняя страна получается - Бирма (она же Мьянма). Тайский пограничный город - Ранонг. Вот мы и решили отправиться в Ранонг. Билеты мы купили заранее на автовокзале Хуа Хина. По ценам точно не вспомню. Но что-то порядка 400 бат на человека. То есть сумма несущественная. По пути с автовокзала обратили внимание на очень интересный забор.

Тайская версия колючей проволоки

Билеты куплены, можно собираться. Слава богу, что у нас здесь есть Юля с Лешей и мы благополучно сплавили им ребенка =) Ибо помня предыдущую поездку в Лаос, о которой я до сих пор вспоминаю с испариной на лбу, хочется признать, что для детей подобные поездки не особо предназначены. Все равно у него виза давно просрочена и он у нас на нелегальном положении. Это еще один интересный момент, я о нем уже писал. Если взрослый просрочит визу, то ему грозит штраф, а в худшем случае - тюрьма. А ребенку ничего не грозит. То есть у него в паспорте не поставят никаких отметок о том, что он злостный нарушитель и не возьмут никаких штрафов. Ну по-крайней мере мы на это очень надеемся, и верим многочисленным сообщениям об этом от других подобных нам жителей. Сказать на своем опыте пока не можем.

Ну так вот. Попрощавшись с домом, мы с Сашей отправились на вокзал.

Вечерняя улица Хуа Хина...

Да, эта поездка у нас выдалась на 24 декабря, то есть совсем перед самым Новым Годом. А значит по городу множество новогодних украшений.

Сани Дедушки Мороза везут дельфины

Вообще, очень странное ощущение быть не рядом с ребенком. Такое необычное ощущение свободы, что даже непривычно. Можно расслабиться и не пытаться пресечь постоянные детские попытки суицида. Хотя с другой стороны, глубоко в душе все равно переживаешь, как он там, все ли в порядке.

У входа автовокзала Хуа Хина

Ехать от нас до Ранонга около 6 часов, которые мы планировали поспать в автобусе.

В ожидании автобуса

И если вы помните, я раньше писал, что в Таиланде очень любят кондиционеры во всех общественных местах и особенно в автобусах. Мы об этом конечно знали, заранее подготовили одежду. В автобусе нам, конечно, раздали пледы, чтобы спать было теплее…

Я очень люблю ТВ-передачу “Выжить любой ценой” - проект канала Discovery. В нем ведущий по миени Беар Грилс показывает техники выживания в дикой природе во всех уголках света. Так вот, я помню серию, где он спал в вырытой пещере под снегом во французских Альпах, в которой он глядя в камеру сказал: “Я всю ночь не спал, потому что было очень холодно, я старался шевелить пальцами рук и ног, но все равно их не чувствовал”. Мы ощущали примерно то же самое. Саша в шерстяной кофточке и под пледом не спала всю ночь от холода. Я кое как поспал, но тоже очень сильно замерз.

Во время долгих поездок автобус обязательно останавливается у какой-нибудь специальной дорожной станции, где находится туалет, оборудованная столовая, магазинчики и т.д. Причем неважно среди ночи или дня, все равно все выходят поесть. Так вот, когда я вышел из автобуса на улицу - это было просто невероятное ощущение. Горячий влажный воздух тут же окутал меня и я ощутил, что как-будто попал в горячую ванну после суровой русской зимы. На фотографии ниже вы можете видеть выражение моего лица, когда пришло время зайти обратно в автобус.

Я перед лицом неминуемого ледяного ада...

Когда мы приехали в Ранонг, то увидели, как пожилой европеец выходил из нашего автобуса в теплой куртке и шапке, которая закрывала уши. Несколько непривычно видеть чешловека в шапке ушанке, когда на улице температура редко опускается ниже +30. Зато вот он точно не замерз. Сразу видно бывалого человека.

Время было раннее, еще даже не было 6 утра. А мы планировали сесть на сонгтео и доехать на нем до пристани. Пока ждали сонгтео, то разговорились еще с одним представителем Европы пенсионного возраста. Он сказал, что тоже едет на виза-ран, но у него тут есть специальный человек, с которым он договорился и он отвезет его на машине до пристани. В общем, видно, что дяденька бывалый и уже максимально позаботился, чтобы решать подобные мелкие формальности с максимальным для себя комфортом.

В нашу программу помимо виза-рана еще входило посещение местной достопримечательности - горячих источников. Саша где-то вычитала, что в Ранонге находятся целебные горячие источники и что многие едут сюда только ради них, а раз у нас так совпало, что мы здесь проездом, что не посетить их было бы настоящим преступлением.

Тот самый европеец на скамейке справа

Когда мы заикнулись о горячих источниках, этот дяденька сразу с большим энтузиазмом заговорил: “Ооо! Хот уотэр спрингс! Вэри найс!”. Короче говоря, он сказал, что уже посещал эти источники и остался очень доволен и всячески нам их рекомендовал. Мы конечно за, но все таки нам надо выехать в другую страну, вернуться обратно, и еще успеть в этот день на автобус. Но с большой надеждой успеть сделать все необходимое и посетить таки эти знаменитые горячие источники, мы попрощались с дяденькой, за которым подъехал “его человек” и пошли на разведку - узнавать в какое время идут обратные автобусы.

Надо сказать, что автовокзал находится у подножья горы, а сама гора утопает в джунглях. И вообще горы утопающие в тропических лесах окружают весь город.

Автовокзал у подножья горы

Сам автовокзал выглядит довольно типично.

Автовокзал Ранонга

Хочу еще обратить внимание на одну интересную вещь. Здесь в Таиланде многие здания выглядят так, будто с них содрали краску и хорошенько пошоркали грязью. Сперва это сильно бросается в глаза, но постепенно к этому привыкаешь. Я думаю, что из-за высокой влажности они покрываются какой-то специфической местной плесенью или что-то вроде того.

Тайско-грязное здание

Узнав, что подходящий обратный автобус будет около двух часов дня, а ждать следующего нужно будет очень долго, мы во что бы то ни стало решили на него успеть и при этом выполнить нашу обязательную культурную программу в виде “Хот Уотэр Спрингс”.

Тем временем уже начали ходить сонгтео и мы сразу же устремились к цели. Однако объяснить водителю, что нам нужно на пристань оказалось не так то просто. А вы попробуйте объяснить водителю, который совершенно не говорит на вашем языке, на пальцах куда вам надо доехать. Но кое-как мы все таки объяснили. Водитель улыбнулся и закивал - это послужило сигналом к тому, что контакт установлен и можно отправляться в путь.

Вид на Ранонг из Сонгтео

Сам город показался на удивление чистым, аккуратным, насколько это возможно для тайского города и приятным. Вдруг сонгтео остановилось и водитель показал на табличку со стрелкой и кораблем, которая указывала на совершенно не внушающую доверия грунтовую дорогу. Но все-таки корабль на знаке - довольно весомый аргумент и мы расплатившись, отправились вперед. С нами из сонгтео вышла пожилая тайка с тяжелой сумкой. Раз нам в одну сторону, я взялся помочь ей ее донести. Так мы и шли втроем на удивление местных жителей. Дорога тем временем совсем не напоминала многолюдную дорогу, по которой множество людей пересекают границу. И чем мы дальше отходили все больше и больше подозрений закрадывалось мне в душу.

Посреди дороги валялась крыса размером с хорошего мопса и начинались тайские трущобы, тут я понял, что мы где-то ошиблись. Так вот…. забегая вперед, хочу немножко прояснить ситуацию с пирсами (а поскольку до Бирмы отсюда добраться можно только вплавь, то собственно нас они и интересуют). Как мы выяснили, в Ранонге существует два пирса - один для богатых туристов, на шикарном катере со всеми удобствами и т.п., но за кругленькую сумму, либо же для простых смертных - обычный порт. Так вот, мы не учли, что на самом деле, здесь еще и обычный внутренний порт, где ходят лодки в пределах местных вод и не пересекают границу. Как оказалось, к нему мы и направлялись. Но об этом мы уже узнали у одного трущобного тайца, который встретился нам по дороге. Он объяснил, что нам надо вернуться на главную дорогу, по ней пройти вниз и там будет тот самый порт, который нам нужен. Попрощавшись с тайкой и вручив ей сумку, мы двинулись в обратный путь. Дойдя до дороги и пройдя немножко вниз, мы наткнулись на огромный указатель уже в другую сторону и большое скопление народу в той стороне.

Вот оно! По совместительству помимо порта, здесь конечно разместился небольшой рыночек, где помимо прочего торговали рыбой в большом количестве.

Рыбный рыночек

Прохождение границы тут немножко отличается от прочих мест. Например, при прохождении границы с Лаосом, ты идешь по “коридору”, ставишь печать и продолжаешь движение только прямо, то тут просто располагается несколько окошечек, где ты можешь поставить печати об отбытии, но никуда не отбыть, а вернуться себе спокойно обратно. Вот такая интересная система.

Стоим в очереди за штампом об отбытии

Вот такой порт в Ранонге

На такой посудине только пиратам ходить...

Да, кстати, то что может вам сэкономить много времени и нервов, если вы вдруг решите повторить наш путь - название этого порта “Sapanpla”.

Надоел ваш Таиланд!

К нам тут же подошел предприимчивый владелец лодки, который возит людей в Бирму и из Бирмы. Поскольку мы заранее позаботились о выяснении приемлемых цен за данную услугу в интернете, то сразу назвали адекватную цену и не пришлось особо торговаться. Путь туда и обратно на человека обходится примерно в 150 бат. Я думаю это самая бюджетная поездка за границу в моей жизни =)

Современный лодочный мотор

Лодка в которую мы сели в скором времени заполнилась еще примерно десятью отчаянными людьми, которые считали, что подобного вида судно сможет пересечь границу по морю.

От винта!

Отплываем на нашей лодке-развалюшке...

Постройки на воде

Природа впечатляет, все утопает в зелени

Проплыв совсем чуть-чуть, со всех стали требовать паспорта и мы причалили к некоему строению.

Тайский погран-пункт

Странно, что когда мы стали передавать паспорта, наш капитан улыбнулся и сказал, что мол наши документы не нужны. Ну нет так нет…

Выходим в открытое море...

Лодка тем временем достаточно быстро наполнялась водой, такое ощущение, что это не лодка а дуршлаг. Но как всегда бывает в подобных высокотехнологичных аппаратах здесь имелся волшебный черпак, который компенсировал этот недостаток. Кроме того нас всех заставили одеть спасательные жилеты.

Не знаю почему у меня такое лицо, но я полон оптимизма

Да и открытое море - это сильно сказано, нас повсюду окружают маленькие островки.

В случае чего, доплывем =)

Потом мы оказались уже на другом погран-пункте. В этот раз - это был пункт досмотра со стороны республики Мьянма (она же Бирма). И в этот раз у нас паспорта взяли.

Погран-пост Бирмы

Высокотехнологичный объект! Лазутчик не пройдет!

Миновав этот пункт мы продолжили наше увлекательное морское путешествие. Сидевший рядом со мной таец достал какое-то лакомство, потом посмотрел на нас, улыбнулся, достал еще одно и угостил нас. Это оказался какой-то десерт, похожий на очень мягкий и нежный мармелад в кокосовой стружке. Мы поблагодарили “товарища по кораблю” и за завтраком не заметили, как подплыли к Бирме.

Уже почти на месте

Сейчас будем причаливать. Республика Мьянма встречает нас

Первое впечатление конечно вроде: “Могло быть и хуже…”

Бирманский порт

После того, как мы причалили, хозяин лодки сказал, что встречаемся здесь же. А мы сразу пошли в иммигрейшн, где к моему большому удивлению ни то что очередей, вообще почти никого не было.

Иммигрейшн Мьянмы

Здесь увидев наши русские паспорта, заулыбались, сказали “О! Русские!”, взяли паспорта и тут же влепили штамп прибытия и отбытия. Все. Побыли мы в стране официально пару секунд. Вообще, конечно, сам процесс виза-рана в Мьянму в этом плане выглядит очень просто. Если знаешь куда ехать и что делать, то все это выглядит как кратковременная морская прогулка без лишних бюрократических проволочек. Все очень быстро. Учитесь остальные страны у Бирмы!

Хоть от иммигрейшна до порта минута ходьбы, мы все-таки успели найти красивые виды и сфотографироваться.

Выбрали удачный ракурс. Так и не скажешь, что на 10 сантиметров сдвинуть объектив и будет совсем другая картина!

Храмы один в одни, как тайские, а вот язык еще "круче"

Картина "Русская и Бирманка"

А вот еще очень удачный кадр. Обратите внимание на приветливые и доброжелательные лица этих молодых бирманцев.

Контраст а?

Что касается темы мусора, то тут как говорится - лучше один раз увидеть.

Дворники у них не в почете...

Просто какая-то неимоверная тяга к накоплению мусора

Пробыв здесь в общей сложности минут 10, ну максимум 15 мы отчалили с намерением вернуться в наш родной Таиланд, который после увиденного кажется еще роднее.

Прощай Бирма!

На обратном пути все шло своим чередом. Только в этот раз со мной сидел не тайский подданный, а представитель республики Мьянма, но который тоже решил меня угостить. Только в этот раз уже не “мармеладкой”. Он достал что-то похожее на портсигар, вынул оттуда что-то завернутое в лист и стал жевать. Ну и как любой вежливый человек, конечно решил меня угостить, при этом улыбнулся мне широкой улыбкой, обнажив зубы очень странного розовато-красного цвета.

Я в это время как раз читал в книжке про Индию о подобном лакомстве, которое индийцы используют вместо жвачки. Они заворачивают в пальмовые листья разные специи, приправы с мятой и прочим. В итоге получается вкусно и освежающе. Я узнав в этом угощении подобную интересную национальную жвачку, согласился и так же начал жевать. По вкусу как будто в жесткий пальмовый лист завернули кору дерева и посыпали это все перцем и сахаром. Вкус очень специфический и не похож ни на что. Правда все это дело немножко вяжет рот, поэтому дяденька время от времени сплевывал за борт лодки прожеванное. Я повторял за ним. Саша наблюдала за всем этим процессом с большим интересом. Потом принялась расспрашивать, вкусно ли, на что похоже, а после просто убила меня фразой: “Я читала об этом. У них все мужчины такое жуют. Это какой-то местный наркотик.” Я чуть не поперхнулся. А раньше то не могла сказать?!

Забегая вперед, скажу что я выяснил об этой чудо-жвачке. Оказывается, что название для этого растения - бетель. Его поголовно жуют все бирманцы. Листья бетеля заворачивают с разными специями, помещают внутрь орех Арековой пальмы и известь. Необычный рецепт - ничего не скажешь. Это растение обладает тонизирующим действием и в чем-то похоже на никотин. Поскольку я никогда не курил, мне сложно судить о его воздействии. Но сразу скажу, что кроме надолго сохраняющегося вкуса “дерева” во рту я ничего не почувствовал. Ах да… и мои зубы тоже стали красными. Но у меня - это кратковременный эффект, а у большинства бирманцев со временем становится естественным цветом зубов. Вот такие дела.

Спустя некоторое время, мы опять остановились в зоне досмотра. И в этот раз в лодку зашли два пограничника и попросили показать всех содержимое сумок. Когда мы протянули сумку, на нас тоже посмотрели с улыбкой и сказали, что мол нас эта просьба не касается. Не знаю почему, но получается, что и паспорт мы не показывали и сумки у нас не стали смотреть. Может, не принято у них белым людям заниматься бандитизмом =)

Еще немножко и мы вернулись в родной Таиланд.

Причаливаем к берегу Таиланда

Здесь подошли к окошечку и сказали, что нам не понравилось в Бирме и мы решили вернуться обратно. Шучу, конечно. Молча поставили штамп и скорее побежали в сторону сонгтео, чтобы успеть еще побывать на “Хот Уотэр Спрингс” - как говаривал тот пожилой европеец.

В этот раз объяснится в сонгтео получилось проще. Водитель моментально среагировал на “Спрингс”. И каково же было наше удивление, когда оказалось, что источники находятся совсем неподалеку от автовокзала.

Виды Ранонга

Поскольку у нас время ограничено, то есть приходится на ходу. Вот я и купил копченые свинячьи кишки или что-то такое.

Вкуснотища

Люблю я все эти субпродукты. А здесь они вообще стоят копейки. Ну такой вот шашлычок 10 бат.

Пройдя немножко вверх в горы, мы увидели эти самые “Спрингс”.

Горячие источники

Рядом, вдоль дороги конечно соорудили разные кафешки и прочие атрибуты “для туристов”.

Смешные машинки

И вот мы на месте. Тут потрясающей красоты парк. Вход бесплатный.

Приятная прохлада в тени парка

Интересно растут листочки

Сам парк делится на несколько секций. В некоторых секциях есть ванные с водой из источников. В них можно пополоскать ножки. Но здесь вода особенно горячая - в ней можно только варить.

Очень горячие источники

Однако в парке есть еще одна платная секция. В которой расположено несколько бассейнов с водой из источников. Вход стоит 40 бат с человека и можешь там болтаться хоть весь день. Туда мы и направились.

Часть парка с платными бассейнами

Здесь все цивильно: кабинки для раздевания, плечики для одежды, душ и т.п. Причем все это располагается под открытым воздухом.

Очень красиво и уютно

Что удивительно, других посетителей почти нет. С нами были только несколько европейцев или американцев.

Саша наслаждается целебной горячей водой

Здесь примерно около трех относительно больших бассейнов и столько же маленьких с холодной водой. Все это выполнено со всякими украшательствами, например, в бассейне с холодной водой - поток льется изо рта гигантской каменной жабы. В зависимости от бассейна температура воды отличается. Например, один бассейн как горячая ванна, другой - как очень горячая ванна и чтобы в него залезть, нужно немножко попривыкнуть к температуре этой воды и постепенно погрузиться. Третий же бассейн не принял ни одного человека, за все наше время пребывания там. Наверное потому, что вода там будь она горячее еще чуть-чуть, начала бы кипеть. Тем не менее время от времени люди пытались поместить туда ногу хоть на пять секунд, я тоже пытался, но больше двух не выдерживал. Персонал при этом начинал очень волноваться и говорил “Вэри хот!”. Насколько я понял, то из-за того что вода поступает напрямую из природных термальных источников и искусственно никак не регулируется, то поэтому ее температура меняется время от времени и иногда некоторые бассейны становятся чрезмерно горячими.

Но общее впечатление от этого места - полный восторг. Насколько приятно выбраться из горячего источника - нырнуть под извергающую ледяную воду жабу и вернуться обратно в бассейн с водой из источников. Такой контраст температур чем-то отдаленно напоминает ощущения от нашей бани. Кроме того приятно ощутить очень холодную воду, поскольку здесь водопроводная вода не холодная, а прохладная, а в море то и прохладная не всегда есть…

А еще тут потрясающие виды.

Саша лежа в воде наслаждается видами

Фотографии ниже я сделал прям лежа в этом бассейне.

Вид на горы и тропическую зелень

Поскольку во времени мы были ограничены, то на посещение этой достопримечательности выделили для себя 40 минут. Хотя будь у нас больше времени, провели бы там не менее 3 часов точно.

Когда время подошло к концу мы с большой неохотой стали собираться на выход.

Саша приметила подвесной мост

Выйдя из этой замечательной части парка мы пошли другим путем, чтобы захватить еще не увиденное.

Я в другой части парка

А вот тот самый подвесной мост

Под которым как раз и бежит эта горячая и целебная вода

Спустились поближе к самому берегу

Пройдя еще чуть-чуть мы оказались в части парка с бесплатными бассейнами. В них конечно уже не полежишь раздетым, но ножки погреть разрешается. Для того имеются специальные пеньки-стульчики.

Бесплатные бассейны с водой из источников

Окружающая обстановка очень умиротворяющая

Насладившись, как могли за такое короткое время этим замечательным парком, мы заторопились на автовокзал. Вообще, место удивительное - очень спокойное, красивое. Если бы я жил в Ранонге, то точно был бы регулярным посетителем этого парка. Волшебное место. Всем проезжающим Ранонг просто обязательно к посещению.

Спускаемся с горы и направляемся к автовокзалу

Попытался сфотографировать огромную бабочку, но очень уж это не простое дело поймать их в кадре. Поэтому уж как получилось.

Фотография гигантской бабочки

С бананами тут проблем тоже явно нет. Если вдоль улицы такие спокойно растут.

Банановая пальма в Ранонге

На автовокзале мы подождали совсем чуть-чуть и сели на автобус. На обратном пути, поскольку мы ехали в этот раз засветло, нам удалось посмотреть окружающую Ранонг природу. Вот неколько фотографий из автобуса.

Пальмы и горы - красота!

Пейзажи гор близ Ранонга впечатляют...

Всю оставшуюся дорогу я благополучно проспал. Больше никаких приключений в эту поездку у нас не было, а был только штамп в паспорте обеспечивающий легальное пребывание в Таиланде на следующие 3 месяца.