«Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали»
Марк Твен

История 85 - Средиземноморье: Порто-Черво и возвращение домой

Завершение повествования о нашем средиземноморском отпуске, о нетерпеливых итальянских водителях грузовиков, о посещении городка Порто-Черво и о том, как мы торопились успеть на паром из-за "купальной жадности".

Вот и подошло к концу время нашего трехнедельного отпуска. Как говорится, пора и честь знать.

Перед отъездом мы, конечно, еще раз съездили на полюбившийся нам дикий пляж хоть и было пасмурно. Дженни стала играть на пляже какими-то палочками, которые собака у нее постоянно забирала. Так сказать, конфликт на ровном месте. Ну я и решил привязать собаку к столбу.

За красной лодкой виден столб, к которому я привязал собаку

И что вы думаете? Только вроде настало спокойствие, как я смотрю, а собака уже бежит по пляжу вместе со столбом. В тот момент я только мог порадоваться, что у меня хватило ума не привязать ее к будке спасателей, а то бы совсем нехорошо получилось.

После прощания с морем мы решили заехать в супермаркет, купить кое-чего в дорогу, ну и домой особо понравившихся «сардинских продуктов». Увидев в навигаторе знакомое название магазина, я, не проверяя маршрута, ткнул в него пальцем, и мы поехали с полной уверенностью, что едем в сторону дома, что оказалось большим заблуждением. В итоге мы оказались в какой-то совершенно неприглядной и забытой богом деревне, где супермаркет представлял собой совершенно маленькую лавчонку. Боле того, находилась эта деревня в совершенно другой стороне. Так что мы и времени потеряли прилично.

В поисках магазина...

...оказались в какой-то глухой итальяснкой деревне

Дома много времени ушло на сборы, ну и нужно было еще договориться с хозяйкой, как нам «сдать дом», поскольку выезжать надо было рано. Дело в том, что хоть наш паром и отправлялся ближе к вечеру, мы хотели еще успеть посмотреть чего-нибудь интересное вокруг. Саша вычитала, что есть такой любопытный для посещения городок - Порто-Черво, что располагается относительно близко от порта, откуда отходил наш паром, так что мы решили заехать сперва туда.

Так вот, хозяйка сказала, чтобы мы положили ключ под коврик, поскольку уезжать будем рано, но в итоге перед самым нашим отъездом она все-таки приехала около 7 утра, чтобы лично попрощаться и вручила нам маленькую бутылочку домашнего “мирта” (если помните, это такой сардинский алкогольный напиток).

Настало время отъезда, и мы, попрощавшись с домом, выехали в направлении той части Сардинии, где нам еще не довелось побывать.

Помните я все сокрушался по поводу каких-то идиотских скоростных ограничений? Так вот эта часть нашего путешествия стала просто апогеем этого безумия.

Ситуация следующая: идет ремонт дороги и через каждые, наверное, 500 метров, стоят знаки - ограничение 50 км/ч. Я включаю круиз-контроль и еду себе спокойно с этой черепашьей скоростью, за мной едет грузовик и начинает поджимать. Знаете, когда водители сзади считают, что ты едешь медленно и должен их пропустить, они подъезжают близко-близко, что так и хочется дать резко по тормозам, чтобы хорошенько проучить их. Только вот машину жалко, да и боюсь, это не самая лучшая идея, когда сзади оказывается многотонный грузовик.

Я бы и рад был его пропустить, но полоса только одна, да еще и идет встречный поток машин. Он начинает сигналить, а я переживать, что что-то делаю не так. Но постоянно повторяющиеся знаки убедительно стоят на соблюдении ограничения в 50 км/ч. Порядок есть порядок.

Вот дорога, по которой мы ехали, если приблизить, то даже знак видно впереди - 50

За мной уже скапливается много других машин, включая еще один грузовик, и никто из них, я так понимаю, не собирается соблюдать правила, некоторые начинают сигналить. Ситуация совершенно абсурдная. В Германии я с таким никогда не сталкивался. Если кто-то хочет нарушать, это одно, но сигналить, откровенно провоцируя других на нарушение - это что-то из ряда вон.

В конце концов, когда встречный поток стал не таким интенсивным, сперва одни грузовик, потом второй и еще несколько легковых машин обогнали меня, не особо обращая внимания на сплошную разделительную линию, и еще проезжая мимо, стали что-то кричать в окно и сигналить. Вот такие вот итальянские водители… Как можно иметь такую наглость - для меня остается загадкой.

Добравшись до Порто-Черво, я не поверил своим глазам. Такое ощущение, что это была не Италия.

Может вы помните, что я все время подчеркивал этакую “особенность” Италии: все старое, обшарпанное и разваливается. Ну не все, конечно, и не совсем уж разваливается, но все-таки, например, после въезда в Италию из Швейцарии контраст настолько силен, что Италию становится даже жалко. Так вот… Порто-Черво казался каким-то совершенно открыточным городом. Будто попал в Диснейленд.

Если вы были в Диснейленде, то может знаете это чувство, что все вокруг как будто сказочное. Такое красивое, ухоженное, но ты понимаешь, что все эти домики, в которых продают сладости и сувениры – всего лишь декорация. Там люди не живут и даже гномы не живут. Вот и в Порто-Черво то же ощущение, что здесь все хоть и ухоженное, но при этом совершенно какое-то искусственное.

Кстати, за все время нашего путешествия по Корсике и Сарднии мы ни разу не натыкались на русскую речь. Обычно, где бы ты ни был в мире (ну может, если не брать в расчет наш Чилийчский опыт), то и дело ты натыкаешься на русскую речь, а в это наше путешествие все как-то ограничивалось итальяснким, французским, немецким и английским, ну может еще какими-то языками, которые мы однозначно не могли определить, но русского точно не слышали. Когда же мы приехали в Порто-Чевро, то русская речь то и дело звучала тут и там. В тех обрывках, что мы слышали из речи нескольких наших соотечественников, почти каждый разговор можно было охарактеризовать двумя параметрами: обильное присутствие мат и обсуждение брендов. Не знаю, досадное ли это совпадение или же есть тут какая-то корреляция.

Чтобы придать нашей прогулке какую-то цель, мы выбрали для посещения одну из самых ярких достопримечательностей Порто-Чевро - церковь Stella Maris, построенную по проекту архитектора Микеле Бузири-Вичи. Она очень непохожа на обычные европейские церкви и вообще скорее напоминает одно из архитектурных творений Гауди.

Церковь Stella Maris

Дойдя до церкви, и, немножко погуляв по окрестностям, мы потихоньку стали возвращаться назад.

Тут мне на телефон пришло оповещение, что наш паром переносится. Точнее говоря, отправляется из другого порта, километров так на 50 дальше от места, куда мы рассчитывали поехать.

И мы даже поехали в указанном направлении, но семейство с подачи моей жены начало ныть, что им вот еще очень хочется искупаться последний раз. Ну честное слово, сколько можно… не накупались что-ли за три недели? Я пытался призывать к разуму, но Саша нашла пляж как она сказала в 5 км от порта (или 10 минутах езды). Приехать в порт нам нужно только через полтора часа, и все мои аргументы о том, что можем опоздать, были разбиты в пух и прах. Зачем торчать в машине лишний час, если можно искупаться? Ну хорошо, я заношу в навигатор цель, и мы едем в нужном направлении.

Первым препятствием оказалось парковка. То есть парковка то как раз имелась, огромная и бесплатная, но вот свободных мест на ней не было совсем. Ни одного. Более того мы являлись не единственной машиной, тщетно пытавшейся найти где-бы приткнуться. Наверное, через полчаса мне удалось припарковаться в очень узком месте, откуда я кое-как смог вылезть, чтобы не поцарапать дверью рядом стоящий “Ягуар”, который явно не придал особого значения аккуратности своей парковки.

Конечно же собакам на пляж было нельзя, да я особо и не хотел купаться. Надо больно… потом еще ходить всему соленому, пока не доберешься до душа в пароме… ну его. Я наказал своим поторапливаться, а мы с собакой стали терпеливо ждать.

Все никак не могут накупаться...

Но терпеливо длилось лишь до какого-то определенного момента. Я смотрю, у нас уже паром минут через 40 отходит, а они все плещутся. Нам ведь надо еще найти куда ехать, навигаторы они ведь не всегда самые умные устройства, что были созданы человеческим гением.

Но вот в моей семье, как оказалось, никто не боится опоздать. Просто удивительно. Кое-как уже с руганью вышли они из воды, потом пока все переоделись, уселись в машину, прошло еще куча времени.

Паром уже уходит через 30 минут. Я ввожу в навигатор цель, и что вы думаете?! Никаких не 5 км, а 20 км. И ехать туда 30 минут.

• Ты же говорила 5 км?! - кричу я на свою жену.
  • Не знаю, мне так показало. - отвечает.

Ох, как я разозлился… Чтоб еще раз пошел на поводу. Я, конечно, тут как и все итальянцы, перестал обращать внимание на ограничение скорости, и мы помчались. Но мчались мы не долго. Был как раз час пик, и мы угодили в пробку. Ох, как я кричал…

Каким-то чудом пробка быстро рассосалась и мы приехали минуты за две до конца регистрации. Правда паром еще задержался минут на 20, так что все оказалось не так плохо, но нервов я потратил в тот момент предостаточно.

Может вы помните, когда я был на конференции в Австрии и разговаривал с Томом Гилбом (История 71 - Конференция в Вене и беседа с Томом Гилбом), в процессе нашего разговора его жена пыталась успеть попасть на самолет, опоздав на регистрацию на рейс, и в итоге каким-то чудом у нее это получилось. Он жаловался в тот момент, что его жена никогда не закладывает дополнительные Safety Factors или в переводе на великий и могучий – «Коэффициент запаса». Это инженерный термин, который описывает величину, показывающую способность конструкции выдерживать прилагаемые к ней нагрузки выше расчётных. Прекрасная аналогия к необходимости планировать время с запасом.

Опоздала его жена тогда почему? Потому что в Лондоне по дороге в аэропорт загорелась какая-то машина и из-за этого образовалась пробка. И если ты рассчитываешь, что все пойдет как ты того и ожидаешь, не оставляя времени для маневра, то очень рискуешь.

Так вот, я обычно в зависимости, конечно, от критичности ситуации стараюсь учесть возможные проблемы. Например, если я просто еду на машине на работу в Мюнхен, то можно ничего такого не учитывать. Ну опоздаю, подумаешь… ничего страшного. Если же у меня какое-нибудь важное совещание, то я обычно добавляю времени, на случай, что случится что-то вроде большой пробки, перекрытия дороги и т.д., ну а на случай каких-то совсем уж критичных моментов, например, отлета самолета, то обычно я стараюсь рассчитать время так, чтобы успеть, если вдруг случится не одно непредвиденное обстоятельство, а скажем два.

Причем, пришел я к этому как-то сам, задолго до того, как начал работать в компании по управлению рисками. Но кто-то, конечно, больше любит рисковать.

Вот во многом я смог свою жену перевоспитать, но вот все что касается времени и пунктуальности – тут я уже просто сдался. Я думаю, что это совсем безнадежная история.

Ну ладно, успели и успели.

Когда мы пришли наконец в каюту, то оказалось, что корм для собаки мы оставили в машине, а отсеки с автомобилями закрывают, так что пришлось нашей собаке посидеть денек на небольшой диете.

Довольные, что успели

Уже вечерело, и мы пошли прогуляться на палубу.

На палубе мы провели достаточно много времени. Было очень приятно наслаждаться ветерком и любоваться огнями остающейся в далеке Сардинии. Так прошел наш последний “сардинский” день.

На следующее утро мы прибывали не совсем уж рано, так что даже успели сходить на завтрак в ресторан на пароме.

Доброе утро в каюте на пароме

Завтрак на пароме

Завтракаешь и смотришь на море...

Почти добрались до берега

Виднеется порт

Подводя итоги, скажу, что, отпуск этот удался на славу. Как я уже успел упомянуть, пожалуй, лучший семейный отпуск в моей жизни. Вроде если так подумать, то ничего особенного. Как обычно: прогулки по городкам да купание на море, в общем-то ничего особо выдающегося, но вот такое вот осталось замечательное впечатление.

Может из-за того, что три недели, может из-за того, что успели соскучиться по путешествиям из-за пандемии, может из-за того, что первый раз отдыхали с собакой (а с ней проведенное время сразу становится раз в 10 счастливее), может из-за того, что с комфортом на новой машине, а может из-за того, что очень понравились средиземноморские края (особенно Корсика). Но скорее все-таки совокупность всех этих факторов (ну и что дети уже подросли, стало попроще).

На этой позитивной ноте заканчивается мой отчет об отпуске, который прошел уже почти год назад. Да уж… Все-таки с писательской дисциплиной у меня большие проблемы, надо исправляться.